Я долгое время был уверен, что начальная контраварийная подготовка не нужна для водителя, только что прошедшего курс обучения. Мне представлялось логичным, что нужно некое время самостоятельного вождения автомобиля для приобретения стабильных навыков, стабилизации моторики, и накопления небольшого «экспириенса», личного опыта. Но, как видно, парадоксы жизни никогда не перестанут меня удивлять.
Проводя, ради эксперимента, занятия по «сухой» контраварийной подготовке (на сухом асфальте) с новичками, я был поражен – какой резкий шаг вперед делают люди. Даже те, чья моторика требовала более длительного времени для отработки. Всего одно упражнение и одно-два занятия делают чудеса. Это не красивые слова – я действительно глубоко поражен результатами занятий с более чем шестью десятью людьми разных полов и возрастов. И теперь я уверен в том, что это необходимо, и настоятельно рекомендую всем в конце курса обязательно пройти эту подготовку.
Простое упражнение способно дать сразу четыре особо важных навыка:
1) Габаритный вход и выход из поворота (ощущение габаритов).
2) Скоростное руление (с широким захватом руля).
3) Габаритная смена ряда движения.
4) Контраварийное торможение (упражнение выполняется на скорости 20-25 км/ч).
Объединение всех этих элементов в одном упражнении дает удивительные результаты. Все то, что человеческое тело может получить, накапливая опыт по крупицам из каждодневной практики, вливается почти молниеносно. Я не собираюсь готовить спортсменов и не готовлю психов, выделывающих пируэты на дороге. Но начинающий водитель должен быть готов к грамотным действиям в условиях реального дорожного движения. Я хочу, чтобы Ваше тело, Ваши мышцы помнили поведение автомобиля на дороге в зависимости от Ваших действий с органами управления.
Надо просто дать понять Вашему организму и мышцам, что можно делать, а что нельзя. А если делать – то с какой скоростью. И какой огромной кажется скорость в даже в 15-20 км/час, когда нужно принимать решение перед приближающимся препятствием и насколько стремительно приходится выворачивать руль, чтобы его объехать в стесненных условиях.