Как самому заменить тормозные колодки на ВАЗ-2108, 2109, 2110

Колодки задних тормозов имеют больший срок службы, чем передние, но и они изнашиваются и требуют замены. Посторонние звуки, возникающие в задних тормозных механизмах, служат сигналом к контролю их состояния. Возникает необходимость в частичной разборке задних тормозов.

Задние тормозные механизмы имеют автоматическую регулировку расстояния между колодками и барабаном, поэтому определить степень их износа по увеличению хода педали тормоза нельзя. Обычно ресурс задних тормозных колодок раза в два больше, чем передних. Износ передних колодок напрямую не связан с износом задних, но все же показывает, насколько интенсивно использовались и задние тормоза. Поэтому после замены передних колодок следует снять тормозные барабаны задних колес для контроля состояния колодок. Шумы и стуки, возникающие в задних тормозных барабанах при движении или торможении, тоже говорят о необходимости ревизии тормозных механизмов.

Другой причиной необходимости проверки всей тормозной системы, включающей и проверку задних тормозных механизмов, может стать увод автомобиля в сторону при торможении. Предпочтительнее в такой ситуации проконтролировать эффективность каждого тормозного механизма на специальном стенде. Некоторые автолюбители пользуются упрощенным способом диагностики. На покрытии, состоящем из укатанного снега, на скорости километров 15-20 в час резко нажимают педаль тормоза. Следы от заблокированных колес говорят об эффективности каждого из тормозов. Передние колеса должны оставить более длинные следы, чем задние. Длина следа от колес одной оси должна быть одинакова. Если тормозной след одного из колес — в нашем случае задних — существенно короче другого, необходимо проконтролировать состояние соответствующего тормозного механизма. Естественно, подобный эксперимент с торможением допустимо проводить только в отсутствие другого транспорта и пешеходов, вне дорог общего пользования.

Убедившись в необходимости снятия барабанов, произведите необходимую подготовку. Тормозной барабан, особенно если его давно не снимали, может плохо отделяться от ступицы. Поэтому желательно предварительно обработать посадочный поясок ступицы (место, на которое устанавливается диск) препаратом WD-40 или аналогичным по действию. Даже если с тормозами на препаратом WD-40 или аналогичным по действию. Даже если с тормозами на вашем автомобиле все в порядке, не поленитесь между делом, например при смазывании дверных замков, смазать посадочные места дисков, в дальнейшем это может сослужить вам хорошую службу. Установленное колесо не препятствует нанесению смазки: чтобы сделать это, надо просто поднести баллончик с препаратом к краю центрального отверстия колеса и направить струю между внешней поверхностью посадочного пояска ступицы и диском колеса.

Приступаем к самой процедуре снятия барабана. Убедившись, что рычаг ручного тормоза не затянут, поднимите соответствующее колесо и снимите его. Для снятия тормозного барабана необходимо вывинтить два установочных штифта. Делать это надо аккуратно, так как со временем резьба штифта окисляется, что затрудняет его отворачивание. Головка штифта имеет диаметр всего 12 миллиметров и очень низкая, поэтому легко сорвать на ней грани.

Отворачивать штифты желательно исправным накидным или трубчатым ключом. Для облегчения снятия тормозного барабана на нем имеются два отверстия с нарезанной в них резьбой, расположенные на той же окружности, что и отверстия под установочные штифты. Ввинчиваемые болты упираются в ступицу и создают усилие, сталкивающее барабан с посадочного пояска. Но тормозной барабан может сниматься очень плохо, и усилия, создаваемого ввинчиваемыми болтами, окажется недостаточно, тем более что резьба нарезана в алюминиевом сплаве барабана и ее легко сорвать. Поэтому, ввернув болты и создав некоторый натяг, можно постукивать в край тормозного барабана через прокладку из твердого дерева или текстолита. По краю тормозного барабана надо именно постукивать, а не колотить изо всех сил, так как легко обломить край барабана, что нарушит его балансировку. Постукивания надо чередовать с подтягиванием болтов. Так постепенно барабан снимется со ступицы. В случае, когда барабан не поддается, можно полить его кипятком, иногда это помогает.

Если причиной снятия барабана послужили посторонние звуки при движении, то, вполне возможно, сняв барабан, вы обнаружите вывалившуюся из него пружину или ее обломок. Бывают случаи, когда лопнувшая пружина катается внутри барабана, а деталь, которую она фиксировала, например колодка, задевает за барабан. Это создает шум при движении. На место утерянной пружины надо установить новую.

Приступая к ревизии, надо проверить наличие всех пружин. На своих местах должны быть нижняя и верхняя стяжные пружины. Их исправность проверяют, растягивая верхнюю усилием 30 кгс, а нижнюю усилием 14 кгс. После снятия нагрузки их витки должны плотно прилегать один к другому Тормозные колодки имеют направляющие пружины , они тоже должны быть на месте. Остаточная деформация этих пружинок может быть источником посторонних звуков. Когда они перестают плотно подтягивать колодки к тормозному щиту , возможно задевание колодок за барабан. Поэтому проверьте, достаточно ли пружины упруги, и при необходимости замените.

Разжимная планка со временем может деформироваться в месте упора тормозных колодок. В этом случае возможно задевание рычага стояночного тормоза за ступицу. Неисправную деталь в этом случае следует заменить.

Обратите внимание на колесный цилиндр 6: на нем не должно быть следов тормозной жидкости, а резиновые уплотнители не должны иметь повреждений. Сами тормозные колодки не должны иметь повреждений и деформаций. При наличии замасливания колодок обезжирьте колодки бензином, исключая его попадание на резиновые детали тормозного цилиндра. Замасливание сигнализирует о наличии другой неисправности, которую надо найти и устранить.

Толщина тормозных накладок должна быть не менее 1,5 миллиметра. Изношенные тормозные колодки заменяются на новые только парой, передняя и задняя. В продаже встречаются отдельно тормозные накладки, которые предназначены для установки взамен изношенных на тормозные колодки. Но начинающим автомеханикам лучше купить новые колодки в сборе с накладками.

Для замены тормозных колодок нужно отсоединить наконечник троса ручного тормоза от рычага , при этом может возникнуть необходимость ослабить трос. Затем действуйте в следующей последовательности: снимите шплинт, фиксирующий рычаг ручного тормоза, на оси , потом шайбу и сам рычаг, снимите направляющие пружины , затем верхнюю и нижнюю стяжные пружины колодок, а также тормозные колодки и установите на их место новые.

Снятый тормозной барабан надо осмотреть. Барабан не должен иметь овальных выработок и глубоких рисок. В заводской инструкции сказано, что допускается расточка и шлифование барабана до внутреннего диаметра 201 миллиметр. Практически такая операция в условиях гаража и автосервиса трудноосуществима. Любой автослесарь будет утверждать, что необходима замена. Даже если не обсуждать надежность расточенного барабана, операция эта в нынешнее время не из дешевых. Поэтому лучше приобрести новую деталь, хотя о возможности расточки тоже нелишне помнить.

Перед установкой тормозного барабана обязательно надо смазать тонким слоем консистентной смазки (лучше графитовой) посадочный поясок ступицы для облегчения снятия тормозного барабана в дальнейшем.

Может вызвать некоторое затруднение установка барабана на место, связанное с тем, что новые колодки имеют большую толщину. Эта сложность преодолевается утапливанием поршней внутрь тормозного цилиндра.

Устанавливая тормозной барабан на ступицу, надо совместить отверстия на барабане, не имеющие резьбы, с отверстиями с резьбой под установочный штифт на ступице колеса. Через эти отверстия проходят вворачиваемые в ступицу установочные штифты.

Перед поездкой следует несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы поршни тормозного цилиндра установились в рабочее положение. Замена тормозных колодок может вызвать необходимость регулировки ручного тормоза. Во время первых поездок надо контролировать, не нагреваются ли чрезмерно тормозные барабаны, которые могут быть теплыми, но не горячими. Нагрев может быть вызван излишней толщиной тормозных накладок. Скорее всего, через несколько десятков километров нагрев уменьшится, а потом, когда колодки притрутся к барабану, исчезнет вовсе. Посторонних звуков при движении не должно быть слышно.

Вам также может понравиться

About the Author: yarsts